Как уволить сотрудника?

Увольнение, как и найм нового сотрудника, должно быть продуманным.
Случается так, что нам приходится расставаться с любимыми коллегами по работе. Кто-то приходит к такому решению сам, а кому-то приходится помогать сделать правильный выбор. Так или иначе, к процессу увольнения стоит относиться с таким же вниманием, как и приёму на работу или обучению. Помните о том, что каждый сотрудник, проработавший в компании хотя бы полгода, так или иначе, является специалистом, знающим специфику, процессы, клиентскую базу, особенности компании. Поэтому необходимо не только правильно оценивать и минимизировать риски увольнения, но и использовать все преимущества этого мероприятия.
Лично я стараюсь производить увольнение на основании чек-листа, чтобы не упустить важные моменты. Это касается не только юридического прекращения прав и обязанностей, процесса передачи функционала, но и психологического аспекта взаимодействия. Соблюдение данных правил позволит вам не только качественно произвести передачу дел, не упустив важные пункты, но и заведомо избежать рисков, связанных с клиентскими отношениями.


Увольнение.
Чек-лист руководителя

Увольнение.
Чек-лист руководителя

Разберём на примере менеджера по продажам, какие действия должен предпринять руководитель, чтобы процесс увольнения был максимально комфортным для обеих сторон:
Разберём на примере менеджера по продажам, какие действия должен предпринять руководитель, чтобы процесс увольнения был максимально комфортным для обеих сторон:
  • Изображение

1. Узнайте истинную причину увольнения.

Если решение сотрудника явилось для вас неожиданностью, узнайте истинные мотивы принятия данного решения. Не нужно сразу расспрашивать об этом, а попросите отложить данный разговор на некоторое время, сославшись на свой график. За это время вы сможете не только оценить риски, возможности и угрозы, но и сформировать стратегию переговоров.

2. Оцените риски для компании и сотрудника.

Оцените не только текущие результаты, но и сильные и слабые стороны сотрудника. Подумайте, что могло послужить причиной неудач, плохого результата или неудовлетворённости работы в компании. Возможно, что у сотрудника произошёл конфликт с коллегами, он чувствует недостаток внимания и обучения или он просто нуждается в вашей поддержке.

3. Подумайте о переводе сотрудника в другой отдел.

Сегодня на рынке дефицит не только квалифицированных кадров, но и адекватных сотрудников, поэтому старайтесь максимально удерживать и растить любых специалистов. Если к самой компании у сотрудника претензий нет, поговорите о возможном переводе в другой отдел или на другую позицию. Часто бывает так, что сотрудник просто неправильно выбрал свою профессию и его потенциал будет раскрыть в другом отделе.

4. Расскажите о преимуществах текущей и возможных рисках новой работы.

К сожалению, многие сотрудники совершают ошибку, находясь в погоне за лучшими материальными условиями, не взвешивая все «за и против» нового места. Умейте объяснять и постоянно показывать сотрудникам, что зачастую комфортная рабочая среда, гибкий график, локация или ваша лояльность стоят дороже прибавки к окладной части в несколько тысяч рублей. При правильном подходе это срабатывает безотказно.

5. Согласуйте сроки отработки в зависимости от функциональных обязанностей.

Если сотрудник вёл базу потенциальных или новых клиентов, необходимо корректно её передать. Оцените реальные сроки передачи клиентов, включая знакомство с новым менеджером и оценку специфики работы. Не забывайте про контроль дебиторской задолженности и закрытие сложных проектов. Отнеситесь к этому с вниманием, чтобы не потерять текущий потенциал и не передавать проблемы своим коллегам.

6. Назначьте ответственного за передачу дел.

Как и наставник для нового сотрудника, у уволенного должен быть коллега, которому можно передать все дела. Очень часто руководителю тяжело держать в голове все нюансы текущей работы, поэтому лучше всего назначить ответственного за данный процесс и описать список задач для выполнения. Фактически только после его подтверждения все вопросы по уволенному сотруднику могут быть закрыты.

7. Произведите передачу клиентов во всех информационных системах.

Очень часто многие совершают ошибку, передавая клиентскую базу с уведомлением клиентов в последний момент. После решения об уходе вся клиентская база должна быть незамедлительно передана другому сотруднику с возможностью работы в совместном доступе. Вся переписка, все запросы, все заказы должны быть переведены на нового сотрудника с сохранением поддержки и разъяснениями по текущей работе. В противном случае, возрастает риск потери клиентской базы по многим известным факторам.

8. Уведомите клиентов о смене менеджера от лица руководителя.

Незамедлительно произведите уведомление клиентской базы о надвигающихся изменениях. Самое главное – сделать это от лица руководителя, показав уважение, внимание и заботу о сотрудничестве. Более того, это отличная возможность уточнить детали текущей работы и укрепить отношения.

9. Уведомите своих коллег о скором уходе сотрудника.

Возможно, у ваших коллег имеются совместные задачи, проекты или незакрытые вопросы. Каждый сотрудник компании должен быть готов к любым организационным изменениям в компании, связанным с увольнением коллег.

10. Установите переадресацию почтового ящика и телефона.

Ни в коем случае нельзя удалять почтовый ящик сотрудника или блокировать его корпоративный телефон. Этот канал связи всегда должен оставаться для вас активным с целью не упустить входящие запросы действующих и потенциальных клиентов, а также получать другую важную информацию. Включите переадресацию входящей почты и звонков на себя или коллег.

11. Установите почтовый автоответ.

Все письма, отправленные уволенным сотрудником, должны приходить с почтового ящика нового сотрудника или включать в себя информационное письмо о скором уходе из компании и контактов новых ответственных лиц.

12. Подготовьте выходной бонус.

Расставаться со всеми, особенно с токсичными людьми, нужно на позитивной ноте. Придумайте приятный бонус, который останется в воспоминаниях сотрудника навсегда. И речь идёт не только про денежную премию. Достаточно подготовить благодарственное письмо или классную характеристику от лица руководителя компании, которая покажет уважение и заставит вспоминать лишь о приятных моментах на прошлой работе.

13. Получите обратную связь.

Когда все мосты сожжены, есть отличная возможность получить реальную обратную связь о компании со стороны сотрудника. Постарайтесь уточнить, что действительно послужило причиной увольнения, попросите дать совет, который поможет сделать компанию или отдел лучше.