Важные финансовые показатели на простых примерах.

  • Изображение
    Финансовые показатели играют важную роль в принятии управленческих решений. Чем больше аналитических данных о состоянии компании мы имеем, тем лучше прогноз на успех. На сегодняшний день насчитывается более 100 показателей, которые применяются в оценке бизнеса и всего 10 из них должен знать и уметь применять каждый.
    В данной статье мы вкратце дадим простое определение каждому показателю, сопровождая его практическими примерами. В главной роли у нас выступит Ильшат из Москвы, который очень хочет открыть сеть точек по продаже шавермы. Давайте вместе поможем ему оценить данный проект, используя простые показатели.
    Юрий Коробейников
    "Коммерческий Советник"

Выручка. Доход. Затраты.

Что такое выручка?

Выручка (оборот) – сумма денежных средств, поступивших на расчётный счёт организации от реализации товаров и услуг.
Например, Ильшат посчитал, что в день сможет продать 100 шаверм. Стоимость шавермы у соседа Ибрагима 220 рублей, поэтом первые полгода лучше продавать её по цене 200 рублей за штуку. Таким образом, возможная ежемесячная выручка от реализации составит 600 000 рублей.
100 штук * 30 дней * 200 руб./шт = 600 000 руб./месяц

Что такое доход?

Выручку нельзя путать с доходом организации, к которому помимо выручки относятся поступления от неосновных видов деятельности (аренда, штрафы в адрес поставщиков, инвестиции).
Ильшат узнал, что часть помещения, которое он возьмёт в аренду, он сможет использовать для сдачи в субаренду Сергею за 50 000 руб. А значит совокупный доход бизнеса Ибрагима составит уже 650 000 руб. = 600 000 руб. (выручка) + 50 000 руб. (аренда).
Вполне неплохо. Но Ильшат понимает, что нужно оценить затраты, которые понесёт его предприятие. Давайте поможем разобраться вместе.

Что такое затраты?

Затраты (расходы) – сумма денежных средств, используемая для изготовления и реализации товаров и услуг. Это стоимостной эквивалент ресурсов, которые затрачены на изготовление продукта.

Важно понимать разницу между прямыми и переменными затратами.
Переменные затраты – это затраты, сумма которых зависит от реализации товаров или услуг.
Прямые затраты – это затраты, которые не зависят от реализации товаров и услуг.

Переменные затраты
Ильшат без проблем разобрался с этим вопросом и определил, что к переменным затратам в бизнесе по продаже шавермы относят сумму затрат, которая прямо пропорционально зависит от количества проданной шавермы:
• Затраты на продукты для изготовления шавермы – от 50 руб/ед;
• Затраты на упаковку шавермы – от 10 руб/ед
• Сдельная заработная плата от изготовления шавермы – от 20 руб/ед;
• Затраты на электроэнергию – от 5 руб/ед;
• Нашли ещё? Укажите в комментариях.

Постоянные затраты
Ильшат также понимает, что постоянные затраты он будет нести независимо от количества проданных шаверм и относит к ним:
• Аренду помещения – 100 000 руб/мес;
• Зарплату повара – 50 000 руб/мес;
• Коммунальные платежи – 10 000 руб/мес;
• Затраты на рекламу для развития точки – 100 000 руб/мес.
Благодаря программе эксель, Ильшат сделал простую таблицу для аналитики и контроля своих затрат.

Прибыль. Рентабельность. Маржинальный доход.

Итого по оценке Ильшата, затраты от его деятельности при изготовлении 3000 шаверм в месяц составят 465 000 рублей, из которых 255 000 рублей – переменные затраты, которые могут быть снижены за счёт объёма закупок на продукты или упаковочный материал и 210 000 рублей – постоянные затраты, которые он понесет независимо от того, сколько шаверм он продаст.
Далее определение затрат позволит нам разобраться со следующими важными показателями – наценкой, прибылью, маржой и маржинальностью. Данные показатели и оценивают реальную экономическую эффективность бизнеса и в идеале должны контролироваться в режиме реального времени.
Самым результативным показателем бизнеса является прибыль.

Что такое прибыль?
Прибыль – разница между суммарными доходами и суммарными расходами организации. Если результат получился отрицательный, то это называется Убытком.
Ильшат оценил прогноз количества продаж шавермы и спрогнозировал прибыль на несколько месяцев.
Положительная прибыль не говорит о том, что Ильшат сможет ежемесячно класть в свой карман данную сумму. Эффективность бизнеса зависит и от других показателей, в том числе маржинальности и рентабельности. Начнём с определения самого простого - Рентабельности.

Что такое рентабельность?

Рентабельность - это относительная величина (выражена в %), которая показывает отношение прибыли компании к выручке. В данном случае мы дали определение рентабельности продаж, которая показывает, какой % прибыли мы получим с каждого рубля выручки. Также можно рассчитать рентабельность вложенных в бизнес денег путём отношения чистой прибыли (прибыль-налоги) к вложенным в бизнес деньгам. Если рентабельность инвестиций ниже % банковского вклада, то стоит задуматься о целесообразности такого бизнеса.

Перейдём к определению маржи и маржинальности без которого не обойтись при оценке эффективности бизнеса. Начнём с определения маржи.

Что такое маржинальный доход?

Маржинальный доход (маржа) – это разница между выручкой от реализации товаров/услуг и переменными затратами. Маржа показывает, какая сумма остаётся у компании после вычета расходов на них. Маржа не привязана к постоянным затратам и позволяет правильно работать с ценами на продукцию и затратами на их производство. В абсолютном выражении маржа равна Наценке (ниже).
Ильшат произвёл прогноз продаж и внёс необходимые данные в таблицу

Казалось бы, чем больше выручка, тем больше маржинальный доход, а значит и прибыль. Но зачастую это является заблуждением. Чтобы оценить реальную эффективность, Ильшату необходимо рассчитать маржинальность продаж.

Что такое маржинальность?

Маржинальность – это относительная величина (выражена в %), которая показывает отношение маржинального дохода к выручке компании. Этот показатель наглядно демонстрирует сколько вы заработаете от вложенного на изготовление продукта рубля. В случае Ильшата это пример того, что выручка и объём продаж никак не влияют на эффективность бизнеса, если затраты на изготовление продукции не сокращаются.

Маржинальность не может быть более 100%!

Маржинальность часто путают с наценкой, что является грубой ошибкой.

Что такое наценка?

Наценка в относительном выражении показывает отношение маржинального дохода к себестоимости реализованной продукции. В отличие от маржинальности, которая не может превышать 100%, наценка не имеет потолка. Поможем Ильшату рассчитать наценку на продукцию исходя из его переменных затрат.


Подведём итоги

10 показателей, которые описаны выше, являются минимальным требованием для постоянной оценки финансовых результатов бизнеса, которые помогут в планировании, развитии и контроле продаж.

Выручка

Это сумма, поступившая на счёт от реализации товаров/услуг.

Доход

Это сумма, поступившая на счёт от реализации товаров/услуг, а также прочей деятельности (аренда, претензии, штрафы, вклады).

Затраты

Это любые расходы организации на осуществление деятельности.

Переменные затраты – это затраты, сумма которых зависит от реализации товаров или услуг (материалы на изготовление, затраты на электроэнергию).

Прямые затраты – это затраты, которые не зависят от реализации товаров и услуг (аренда, зарплата)

Прибыль

Это разница между суммарными доходами и суммарными расходами организации. Если результат получился отрицательный, то это называется Убытком.

Рентабельность (%)

Это относительная величина (выражена в %), которая показывает отношение прибыли компании к выручке.

Маржинальный доход (маржа)

Это разница между выручкой от реализации товаров/услуг и переменными затратами. Маржа показывает, какая сумма остаётся у компании после вычета расходов на них. Маржинальный доход равен наценке.

Маржинальность (%)

Маржинальность (%) – это относительная величина (выражена в %), которая показывает отношение маржинального дохода к выручке компании.

Наценка (%)

Показывает отношение маржинального дохода к себестоимости реализованной продукции.

Связаться с автором

Хотите задать вопрос? Оставьте данные для обратной связи.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных и политикой конфиденциальности